© 2010-2023  Григорий Горохов

История происхождения названия

Аксентис

довольно запутанная.

Точного происхождения его никто не знает: кто-то говорит, что оно произошло от имени какого-то местного жителя по имени Аксентий, жившего в этом месте и чем-то прославившегося, кто-то говорит, что его придумали при образовании посёлка в 30-60-е годы ХХ века, кто-то считает иначе.

 На этом сайте приведена своя версия возникновения этого названия, подкреплённая историческими фактами.

Приводится и имя человека, от которого пошло это название.

 

Сайт защищён законом РФ
"Об авторском праве и смежных правах" и является собственностью издателя (автора).
Все материалы размещены исключительно с ознакомительной целью и их копирование возможно только с письменного разрешения
их собственника!
 
При использовании материалов сайта и представленных на нём электронных книг ссылка на сайты
и
а также на авторские книги
и их автора обязательна!!!
 
Все рекламные материалы размещены владельцем хостинга и Вы можете пользоваться ими на свой страх и риск!
 

Возможны некоторые несовпадения Имён, Отчеств и Фамилий с настоящими, т.к. они приведены с архивных и официальных документов! 

Будем благодарны за все Ваши уточнения (с предоставлением доказательных документов или их копий),

а также за прочие предоставленные Вами сведения о нашей местности.

 

  Согласно Федерального закона

от 27.07.2006  № 152-ФЗ

"О персональных данных"

на сайте отсутствуют

личные сведения

о живущих гражданах!!!

(дата рождения, возраст,

адрес проживания,

номера к.-л. документов)

 

Фотографии в фотоальбомах, в содержании сайта и книг

опубликованы

исключительно публичные!

 

В случае обнаружения Вами каких-либо ошибок, неработающих ссылок, несоответствий или неточностей, просьба уведомить лично или по адресам эл.почты

gr.gorohov*yandex.ru

или

aksentis.gorodets*yandex.ru

 

© 2010-2023 Григорий Горохов
 
подчёркнутым курсивом выделены комментарии и уточнения автора,
простым курсивом - оригинальные и (или) отредактированные выписи из архивных и  прочих источников.

Старинное село Погост Иконников и его церковь Преображения Господня ...

Недалеко от пос. Аксентис находится старинное село Иконниково, в настоящее время нежилое.

Ранее, в досоветское время, это село сначала именовалось как Погост Иконников, затем просто Иконниково.

Погост — распространенный в русских исторических источниках термин, имевший на протяжении XXVIII веков различное толкование. Первоначально погостом, видимо, назывались сельские общины в Древнерусском государстве, а также центры этих общин.

В X веке погосты стали административно-территориальными единицами, во главе которых были поставлены особые должностные лица, отвечающие за регулярное поступление дани. В XII веке с распространением на Руси христианства в центре погоста строили церкви, близ которых находились кладбища. Величина погоста была различна. В XIXIV веках погосты состояли из нескольких десятков или даже сотен деревень. В XVXVI веках в Русском государстве погосты сохранились в уездах, где было много черных и дворцовых земель. В документах XVXVII веков погостом, как правило, называли уже небольшие поселения с церковью и кладбищем.

Дольше всего погосты как административно-территориальные подразделения сохранялись на севере Русского государства, но в 1775 году и там они были окончательно упразднены.

В XIX — начале XX века слово «погост» употреблялось чаще всего только в значении кладбища. Настольный трехтомный словарь для справок по всем отраслям знания, подготовленный под редакцией Ф. Толля (Санкт-Петербург, 1863. Т. 1), дает следующее толкование этого термина: «Погост — слово, встречающееся в наших летописях еще в языческие времена. Слово «погост» производят от слова «погостина» — съезжее место, сборный пункт сельских жителей известного округа, волости, где бывала гостьба, торжки и базары. На погостах останавливались варяги, обложившие в IX веке русские поселения данью. Они требовали в свое становище окрестное население для взноса подати, отчего в народном понятии слово «погост» означало известный податный участок населенной земли, составлявший часть уезда (объезда сборщиков). С введением христианства на погостах были сооружены церкви и назначены кладбища».

 

Что же известно о селе Иконниково, что написано о нём в различных документах?

В «Ведомости о церкви и церковных служителях села Иконниково»[1] от 1829 г. о церкви и её служителях написано следующее:

л.15об - церковь построена в 1811 году тщанием прихожан и Духовной консистории. Здание каменное с таковой же колокольней, с тремя перстолами; первый – холодный во имя Преображения господня, второй - в теплом приделе по правой стороне - Владимирской божьей матери, третий - на левой стороне - Рождества богородицы.

Вторая церковь деревянная, шатровая, ветхая.

Притч: священников - 2, дьяков - 1, дьячков – 2, пономарей – 2. Усадебной земли 1 десятина, пашни 79 десятин, сенокосов - три десятины. Дома у священнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле. Церкви принадлежит караулка, в которой живет просвирня.

л.16об - священник Иван Алексеев Филатов - 55 лет, сын священника, произведен на настоящее место 18 февраля 1794 года по исключении из среднего отдела Нижегородской духовной семинарии; жена Параскева Михайлова - 50 лет, дети - Дмитрий Владимирский - 13 лет, учится в первом уездном училище, дочери Параскева - 18 лет и Мария - 8 лет

Дьякон Егор Васильев - 42 года, сын пономаря, в семинарии не обучался, определен на место с 6 (?) 1799 года, а с 30 августа 1806 года постоянно, грамотен; жена Аграфена Семенова - 42 года, дети – сын Дмитрий Владимирский - 23 года, учится в Нижегородской семинарии, на высшем отделении, сын Константин Владимирский - 17 лет, учится Нижегородской семинарии на среднем отделении, сын Ананий, 7 лет, дома учится чтению, пению, чистописанию.

Второй священник Михаил Назариев Голубев[2] - 25 лет, сын священника, окончил курсы Нижегородской духовной семинарии, грамотный, на месте с 27 октября 1826 года; жена Параскева Федорова - 23 лет.

Дьячек Михаил Иванов Владимирский - 21 год, сын священника, Высшее отделение Приходского училища, на постоянном месте с 14 июля 1828 года, грамотный.

Пономарь Яков Степанов Иконников - 45 лет, пономарский сын, из Высшего отделения Приходского училища, на постоянном вместе с 14 декабря 1822 года, грамотный; жена Анна Матвеева - 31 год, дочь от первой жены Варвара - 14 лет, дети от второй жены – Капитон - 8 лет,  дома учится чтению, пению, чистописанию, Стефан - 5 лет, учит часослов, Матвей - 13 лет, Петр - 2 года, Иван - 6 месяцев, Клавдия – 7 лет, Любовь – 1 год.

В 1829 г. в приход церкви с. Иконниково входили  следующие деревни нашей округи (количество дворов / жителей мужского пола / жителей женского пола )[3]

1-й священник - Вяловская 8 / 32 / 29, Горенки 4 / 18 / 19, Устимиха 1 / 2 / 4, Глуховка 3 / 12 / 11, Королево 3 / 13 / 20, Степеиха 1 / 4 / 6, Гусево 1 / 1 / 3, Каверзино 3 / 12 / 11, Нечаиха 2 / 10 / 10, Ломки 4 / 17 / 12, Бледное 1 / 2 / 1, Кожухово 1 / 4 / 8, Лубянки 1 / 6 / 3, Столбово 1 / 3 / 7, Ильинское 1 / 3 / 3, Чешково 2 / 7 / 9, Луконцево 1 / 2 / 6, Сорвачево 1 / 3 / 5, Гурьево 3 / 13 / 18, Раскольники толка поповщина 1 / 3 / 4, Ветошниково 1 / 4 / 3, Кулаково 2 / 9 / 6, Швецово 1 / 5 / 6

2-й священник - Шехонино 1 / 4 / 11, Пульниково 2 / 9 / 8, Уланиха 8 / 30 / 31, Архипиха 3 / 14 / 17, Валовое 2 / 10 / 9, Пустошь 6 / 24 / 28, Симоново 4 / 15 / 18, Мокеиха 8 / 30 / 29, Блаженцово 1 / 3 / 7, Мошки 8 / 31 / 29, Кудрявцево 1 / 3 / 3, Прудово 4 / 17 / 14, Караиха 3 / 13 / 18, Воронино 2 / 9 / 8, Оксентьево 1 / 1 / 2, Онтониха 1 / 2 / 4, Гомулиха 1 / 1 / 4, Яблонная 5 / 22 / 26, Подольная 1 / 3 / 2,  Филипцево 1 / 5 / 4, Аржаново 1 / 4 / 10, Обрамиха 1 / 1 / 4, Котельницы 2 / 10 / 9

 

Состав священнослужителей, притча и прихода на протяжении лет менялся, о чём можно судить посмотрев официальные документы Нижегородской епархии, а также и другие архивные дела.

Например, в Метрических книгах церкви с. Иконниково середины XIX века в составе служителей церкви записаны священники Георгий Кристаллов и Иосиф Лавров, дьякон Федор Михайлов Наченский (Нечаинский - ?), дьячки Иван Иванов Зефиров и Стефан Щав(е)лев, пономари Константин Смирнов и Никодим Киевский (?).

В ряде архивных документов даются некоторые сведения об этих людях. Например о священнике Лаврове написано следующее: Лaвpoв Иocaф Aндpeeв - 1817 г.p., cын дьячкa, отeц Aндpeй Кaзьмин, дьячoк, Maкapьeвcкaя oкpyгa, ceлo Beликoвcкoe; обpaзoвaниe и последующая служба - в 1842 гoду окoнчил Нижегородскую духовную семинарию, направлен для службы в ceлo Икoнникoвo cвящeнником; мecтo житeльcтвa - село Икoнникoвo; семья - жeнa Mapия Eгopoвa, 1826 г.p., дeти – Bлaдимиp, 1844 г.p., Oльгa, 1847 г.p., Eвгeния, 1849 г.p., Людмилa, 1852 г.p., близнeцы Bepa и Любoвь, 1861 г.p., Oльгa, 1865 г.p.[4]

А в официальном «Адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 г.» [5] (см. Приложение № 23 ) написано, что священник А.Я. Надежин, 44 лет, окончил курсы Семинарии по 2-му разряду, на службе с 1867 г., имеет набедренник. Дьякон И.П. Сергиевский, 28 лет, окончил курсы уездного училища, на службе с 1886 г. Псаломщик А.И. Селиванов, 41 года, из высшего отделения училища, на службе с 1863 г. Общее число прихожан было 1064 мужского и 1144 женского пола, в т.ч. раскольников 45 мужского и 40 женского пола. Церковная земля составляет 83 десятины с неудобьями. У священника и дьякона церковные дома, у притча – собственные. При церкви имеется одна приходская школа, которую посещают 12 мальчиков. В приходе церкви состоит 56 деревень: Абрамиха,Антониха, Архипиха, Аржаново,Блаженцово Бледное, Ветошниково,Воловое,Воронино, Воротниково,Вяловская,Глуховка,Гомулиха,Горенки, Гурьево, Гусево (Чистное, большое), Двойнино,Желтиково,Ильинское,Каверзино, Караиха,Королево, Кожухово, Котельницы,Кудрявцево,Кулаково, Ломки, Лубянки (большие),Луконцево, Лямино,Мокеиха, Мошки,Нечаиха, Орешки,Подольное, Поповка, Починки,Прудово,Пульниково,Пустошь,Сватково,  Симоново, Слягузово,Сорвачево, Степеиха, Столбово, Чистное (Новочистное),Чешково,Швецово, Шишулино,Шехонино, Уланиха, Устимиха, Филипцево, Хаустово (большое),  Яблонное. Т.е. с 1829 по 1888 г. в состав прихода вошли деревни Сватково, Шишулино, Орешки, Воротниково, Двойнино, Лямино, Починки, Чистное, Желтиково, Поповка, Хаустово (малое), Слягузово (из приходов селСкородум, Федосьино иНикольский Погост), а из состава прихода вышла деревня Оксентьева (скорее всего по причине прекращения её существования ).

В«Адрес-календаре Нижегородской епархии за 1904 г.» [6] (см. Приложение № 24 ) написано, что в приходе церкви состоит 54 деревни, число прихожан составляет: православных 1141 мужского и 1299 женского пола, а также раскольников 43 мужского и 41 женского пола. В составе служителей церкви записаны священник (иерей) Александр Яковлевич Надежин, дьяк И.П. Сергиевский (он же и законоучитель церковно-приходской школы ), псаломщик Михаил А. Колчин (26 лет, на службе с 1903 г.), церковный староста И.К. Брызгалов (на службе с 1896 г.)

В «Справочной книге Нижегородской губернии» [7] на 1915 г. в церкви с. Иконниково 5-го благочинного округа в составе приходского духовенства числится лишь Николай (Павлович) Надежин, без указания духовного звания или чина.

 

Ниже приводятся сводные данные о составе причта церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Иконниково в разные годы её существования:

 

1591 г. – поп Иван Иванов и дьячок Фетко дьячик. Также были проскурня и пономарь.

На 23.07.1615 г.[8] - на церковной земле поп Иван да поп Андрей Иваноны дети, понамарь вдовой дьякон Тимофей Семенов, проскурница Ульяна.

1682 г. – Заузольской волости села Иконниково церкви Рождества Пресвятой Богородицы вдовый поп Андрей Марков, прозвище Тюрин

На 03.10.1696 г.[9] церкви Рождества Пречистыя Богородицы в государственной дворцовой в Заузольской волости в селе Иконникове поп Федор Иванов, на  23.12.1728 г. (в этом же документе )вдовый поп Федор Иванов

1722-1723 г.г.[10] - Церковь Пречистенская. При церкви было три священника (Федор Иванов, Никита Иванов и Осип Алексеев). Пахотной церковной земли было 36 десятинъ в трех полях, сверх того «доброй земли » 2 десятины, сенных покосов на 15 копен. Въ приходе было 214 дворов.

20.09.1766 г. – иерей Иван Иванов

1782 г. - Иерей Иван Петров, 49 лет (жена его Стефанида Козьмина, 48 лет, у них дети Иван, 11 лет, Федора, 18 лет, Татьяна, 17 лет, Домна, 15 лет, Настасья 12 лет); Иерей Семен Максимов, 56 лет (жена его Лукерья Иванова, 56 лет, дочь их Федора, 30 лет); Дьякон Семен Андреев вдов, 61 лет; Дьячек Федор Иванов, 42 лет (жена его Марфа Иванова, 40 лет, у них сын Яков, холост, 20 лет); Дьячек Иван Григорьев, 28 лет (жена его Татьяна Петрова, 27 лет, у них дети Парасковья, 8 лет, Анна, 2 лет); Пономарь Иван Григорьев, холост, 19 лет; Пономарь Емельян Ларионов, холост, 19 лет (у него братья родные Прокофей, 15 лет, Василей, 10 лет, Парасковья, 18 лет, у него дядя родной Иван Иванов, за дряхлость в церковники не определен, с постой(ем) на своем пропитании, 62 лет, жена его Федосья Максимова, 42 лет, у них дети Яков, 25 лет, Федор, 22 лет, Андрей, 3 лет); У попа (непонятно какого ) мать вдовая дьяконица Татьяна Тарасова, 62 лет; У пономаря (непонятно какого ) мать вдова Авдотья Иванова, 60 лет (у нее дочь девка Парасковья, 19 лет)[11] .

1829 г. - священник Иван Алексеев Филатов - 55 лет, сын священника, произведен на настоящее место 18 февраля 1794 года; Дьякон Егор Васильев - 42 года, сын пономаря, в семинарии не обучался, определен на место с 6 (?) 1799 года, а с 30 августа 1806 года постоянно; Второй священник Михаил Назариев Голубев - 25 лет, сын священника, окончил курсы Нижегородской духовной семинарии, грамотный, на месте с 27 октября 1826 года; Дьячек Михаил Иванов Владимирский - 21 год, сын священника, Высшее отделение Приходского училища, на постоянном месте с 14 июля 1828 года; Пономарь Яков Степанов Иконников - 45 лет, пономарский сын, из Высшего отделения Приходского училища, на постоянном вместе с 14 декабря 1822 года;

1842 г. - Лaвpoв Иocaф Aндpeeв - 1817 г.p., cын дьячкa, отeц Aндpeй Кaзьмин, дьячoк, Maкapьeвcкaя oкpyгa, ceлo Beликoвcкoe; обpaзoвaниe и последующая служба - в 1842 гoду окoнчил Нижегородскую духовную семинарию, направлен для службы в ceлo Икoнникoвo cвящeнником

1850 г.[12] – Голубев Михаил Назариев, 46 л, заштатный священник (по-нынешнему на пенсии ), вдовец, у него сын Василий, 19 лет

середина XIX века - священники Георгий Кристаллов и Иосиф Лавров, дьякон Федор Михайлов Наченский (Нечаинский - ? ), дьячки Иван Иванов Зефиров и Стефан Щав(е)лев, пономари Константин Смирнов и Никодим Киевский (?).

1857 г.[13] - священник Иоасаф Андреев Лавров, 39; священник Георгий Николаев Кристаллов, 43; бывший священник Георгий Иванов Соколовский, 71; диакон Федор Михайлов, 41; дьячок Стефан Яковлев Щавлев, 32; дьячок ??? Иванов, 59; пономарь Акиндин Федотов Коневский, 32; пономарь Константин Дмитриев, 53

1888 г. - священник А.Я. Надежин, 44 лет, окончил курсы Семинарии по 2-му разряду, на службе с 1867 г., имеет набедренник; дьякон И.П. Сергиевский, 28 лет, окончил курсы уездного училища, на службе с 1886 г.; псаломщик А.И. Сильванов, 41 года, из высшего отделения училища, на службе с 1863 г.

1904 г. - священник (иерей) Александр Яковлевич Надежин; дьяк И.П. Сергиевский (он же и законоучитель церковно-приходской школы); псаломщик Михаил А. Колчин (26 лет, на службе с 1903 г.); церковный староста И.К. Брызгалов (на службе с 1896 г. )

1902-1906 г.г. - Колчин Малахия Артемьевич, псаломщик

1915 г. - священник Николай (Павлович) Надежин; дьякон Иван Петрович Сергиевский

1918 – 1919 г.г. - священник Николай (Павлович) Надежин; дьякон Иван Петрович Сергиевский; псаломщик Василий (Константинович) Покровский

1921 - Сильванов Алексей Иванович, диакон

1925 г - священник Николай Павлович Надежин (до ареста 24.10.1937 г. ); дьякон Михаил Григорьевич Беляев; псаломщик Владимир Константинович Введенский (до ареста в 1937 г. )

Кроме этих людей в церкви Преображения Господня с. Иконниково в другие, пока точно не установленные, годы служили:

Сергиевский Сергей Иванович, диакон

Константин Покровский, псаломщик

   

Священник Н.П. Надежин и Дьякон М.Г. Беляев

Но далеко не все жители деревень нашей округи придерживались официальной Русской Православной церкви, некоторые семьи целиком входили в так называемые раскольничьи секты  поповского, поморского и безпоповского (нетовцы ) толка.

Так по сведениям из «Списков Городецкой старообрядческой часовни»[14] в Николо-Погостинской волости раскольники проживали в дер. Котельницы и Черетково, а в Смольковской – в дер. Блудово, Кузнецово, Королево, Нечаиха, Сидорово (последняя секты поповщина ).

По сведениям из других архивных источников[15] в Николо-Погостинской волости известны следующие старообрядцы: Лодневы из дер. Черетково, Лячины из дер. Валовое, Рыжухины и Строкины из дер. Пустошь (последние безпоповской секты ), Облаевы (Облаева Анна Якимова 40, Облаев Петр Федоров 44, Иван Петров 21 Федор Петров 17 Александра Петрова 19, Марья Петрова 14. Клавдия Петрова 12, Евдокия Петрова 9) из Сельца Штатное (выходцы из дер. Пустошь ), без фамилий из дер. Уланиха и Пустошь; в Смольковской волости -

Трубниковы из дер. Бледная, Шелашугины из дер. Кузнецово, Шишкины из дер. Гусево (Чистное или Речное - ?), Шмагрины из дер. Кузнецово, без фамилий из дер. Попово (на р. Чудь - ?).

Некоторые семьи впоследствии переходили в единоверие или в православие. Например, Строкины в 1910 г. перешли из нетовской секты в единоверие[16] , а Пальцевы из дер. Степеихи к этому времени уже были единоверцами

Остающиеся же приверженцами своей веры терпели различные притеснения со стороны помещичьей, государственной или церковной власти.

Но и священно- и церковнослужители не остались в стороне от притеснений. Так в годы репрессий, с 1918 по 1953 г.г., практически все из них оказались под их колесом:

В 1925 г. священник Н.П. Надежин, дьякон М.Г. Беляев и псаломщик В.К. Введенский вместе с членами их семей были лишены избирательного права.

В 1937 г. были арестованы священник Н.П. Надежин и псаломщик В.К. Введенский, а также бывший дькон этой церкви М.Г. Беляев, на тот момент иерей Казанской церкви села Воронино. Лишь один из них, В.К. Введенский, вернулся домой живым.

Более подробно об этих постадавших в годы репрессий людях Вы можете узнать на странице Лишенные избирательного права (лишенцы) и Репрессированные

           Более подробно об истории семьи священнослужителей Надежиных Вы можете узнать посетив страницу священнослужители Надежины

 

С лишением церкви её служителей произошел и её упадок. Некогда одна из красивейших церквей Балахнинского уезда была разграблена воинствующими атеистами, в послевоенные годы в храме вязали снопики из льнотресты, а позднее сушили зерно.

                                                                                                        

В настоящее время церковь Преображения Господня в селе Иконниково, так же как и само село, практически разрушена и находится в страшном запустении. [17]

Церковь Преобра­жения Господня, 1959 г.

Церковь Преобра­жения Господня, 1970 г.

        

Церковь Преобра­жения Господня, 2008 г.

Основная масса деревень нашей округи находилась в приходе Преображенской церкви села Иконниково, но некоторая их часть в его состав не входила, а причислялась к приходам церквей других сёл нашей округи: Спасо-Преображенской и Владимирской церквей села Николо-Погост и Тихоновской церкви села Скородум Балахнинского уезда, Казанской церкви села Воронино и церкви Преображения Господня села Чернолесская Пустынь Семёновского уезда. Более подробно об этих храмах Вы можете узнать на странице Другие храмы нашей округи

 

Изначально церковь и школа в русском государстве были тесно связаны и были практически неотделимы друг от друга. Более подробно о развитии школьного образования в нашей местности Вы можете узнать на странице Школы и библиотеки - страница в разработке

 


[1] ГКУ ЦАНО, ф. 570 Нижегородская духовная консистория оп. 556 е.хр. 305 (1829 г.) «Ведомость о церкви и церковных служителях села Иконниково».

О степени священства и облачении Священнослужителей православной церкви смотрите в Приложении № 21

[2] Его сын священник Василий Михайлов Голубев, священнический сын, 69 лет, родился в селе Иконникове Балахнинского уезда в 1830 г. Вдовой попадье Красовской отец. Жена – Алексанжра Петрова, 64 года. Дети их: Алексей, 39 лет, псаломщик при Канавинской Напольной церкви; Иван, 37 лет, священник в селе Новом Молчанове Сергачского уезда; Федор, 36 лет, псаломщик при Нижегородской Похвалинской церкви; Мария, 35 лет, в замужестве за священником села Андросова Сергачского уезда николаем Ивановым Базилевым; Александра, 30 лет, в замужестве за священником села Ермолина Макарьевского уезда Дмитрием Виноградовым; Ольга, 28 лет, в замужестве за священником села Зарубина Балахнинского уезда Алексеем Веселовым; Елизавета, 22 года, домашнее образование. – данные сети Интернет

[3] ГКУ ЦАНО, ф. 570 Нижегородская духовная консистория оп. 556 е.хр. 305 (1829 г.) «Ведомость о церкви и церковных служителях села Иконниково».

[4] ГКУ ЦАНО, ф.  570 Нижегородская духовная консистория  oп. 557 е.хр. 125, е.хр. 166, е.хр. 159 (Beдoмocть oб yчeникax Hижегородской духовной семинарии ...1837-1849 г.г ) - Лaвpoв Иocaф Aндpeeв - пpoиcxoждeниe: отeц Aндpeй Кaзьмин, дьячoк, Maкapьeвcкaя oкpyгa, ceлo Beликoвcкoe; обpaзoвaниe и служба - в 1842 гoду окoнчил Нижегородскую духовную семинарию, направлен для службы  в ceлo Икoнникoвo cвящeнником.

ГКУ ЦАНО, ф.  570 Нижегородская духовная консистория  oп. 558 е.хр. 144 (1850 г.) - Лaвpoв Иocaф Aндpeeв, 1817 г.p., cын дьячкa, caн свящeнник, мecтo житeльcтвa - село Икoнникoвo, семья - жeнa Mapия Eгopoвa, 1826 г.p., дeти – Bлaдимиp, 1844 г.p., Oльгa, 1847 г.p., Eвгeния, 1849 г.p., Людмилa, 1852 г.p., близнeцы Bepa и Любoвь, 1861 г.p., Oльгa, 1865 г.p.

[5] «Адрес-календарь Нижегородской епархии», сост. А. Снежницкий, Нижний Новгород, типография Губернского правления, 1888

[6] «Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 г.», сост. Н.Н. Драницын, Нижний Новгород, типо-литография Т-ва И.М. Машистова, 1904

[7] «Справочная книжка и Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1915 год», издание губернского статистического комитета, Нижний Новгород, типография губернского правления, 1915 год

[8] Дозорные книги Дмитрея (Оверкиева) и Семена (Бредихина), 1615 г.

[9] Материалы по истории церквей Нижегородской епархии. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя церковныя земли. 7136 (1628) – 1746 г.г. Москва. Типо-Лит. Ф. И. Филатова, Сретенка, Колокольников пер., д. Малютина. 1903 – стр. 32

[10] Нижегородские епархиальные ведомости 1903 г. № 3 стр.126-133 «Приходские церкви Нижегородской епархии. 1722-1723 г.г. Заузольская пятина».

[11] ГКУ ЦАНО, ф.  60 Нижегородская казённая палата оп. 1 е.хр. 1 «Ревизские сказки священнослужителей Нижегородской губернии», 1782 г., Балахнинская округа, церковь с. Иконниково, л.л.293-293об.

[12] ГКУ ЦАНО, ф. 570 Нижегородская духовная консистория оп. 558 е.хр. 201 Ревизские сказки 1850 г.

[13] ГКУ ЦАНО, ф.  570 Нижегородская духовная консистория, оп. 559а, е.хр. 1442 Исповедные Духовные Росписи (Ведомости), Балахнинский уезд, 1857 г., Причт церкви с. Иконниково

[14] Библиотека Городецкого Краеведческого музея, ГРМ № 930, Списки старообрядцев Городецкой часовни, 1832 г.

[15] ГКУ ЦАНО , ф. 334 «Балахнинское уездное полицейское управление» оп. 1 е.хр. 357 «Списки раскольников, проживающих в Николо-Погостовской волости за 1879 г.» и е.хр. 358 «Списки раскольников Балахнинского уезда» сост. 1880 г.

[16] ГКУ ЦАНО, ф. 570 Нижегородская духовная консистория  оп. 10 е.хр. 764 «Метрическая книга Крестовоздвиженской единоверческой церкви с. Городца», за 1888-1904, 1909, 1911-1915 и 1917 г.г., стр. 48об

[17] О состоянии церкви в Советское время, а также архитектурное её описание смотрите в Приложении № 22